Полная Луна Александра Ощепкова
В иркутской газете «Право Выбора» опубликовано интервью Александра Ощепкова о Луне, «Полнолунии», о себе, мире и месте в этом мире.
ОН НЕ ОЧЕНЬ любит слово «бард». Зато Александр Ощепков, один из «отцов-основателей» иркутской студии авторской песни «Полнолуние», точно знает, что приверженцы авторской песни останутся ей верны, независимо от времени, политического строя и социального положения.
В прошлом году у творческой студии «Полнолуние» был юбилей – 10 лет. Позади более 50 записанных дисков, гастроли по всей России и ближнему зарубежью. Теперь начался новый цикл – будут новые песни и новые альбомы. Но одно останется неизменным – желание… понять душу человека. «В этом смысл любого творчества», – говорит Александр Ощепков.
Официально первое выступление творческой студии «Полнолуние» состоялось 18 апреля 1997 года. Хотя, надо отметить, что отдельные, пусть и нерегулярные выступления «Полнолунцев» начались еще с 1995 года.
Трудно определить весь состав студии, он включает в себя как «ассоциированных участников», так и тех, кому просто по пути с авторами.
– Каждый год и век за веком Луна играет на небосклоне для нас – зрителей – свой спектакль, повествующий о смене состояний ума, – говорит Александр. – Каждое положение Луны в этом спектакле имеет свой смысл. «Полнолуние» – точка цикла, когда ум, накопив достаточно, чтобы увидеть истину, вдруг осознает реальное положение вещей. Ум в этот момент озарен светом Солнца. Отсюда начинается Путь к Победе…
– На концертах, кстати, часто можно видеть одни и те же лица, постепенно они становятся знакомыми. Так складывается круг людей, которых объединяет общее. Музыка или поэзия – неважно.
«Полнолуние» – это идея
– Почему барды не любят, когда их так называют и кто, собственно, такие барды?
– В России слово «бард» появилось уже в советское время как некое противопоставление официальной эстраде. Со своей символикой – костром, комарами, «изгибом гитары желтой» и «лесным солнышком». А еще были разговоры на кухне о политике под гитарный перебор. Это время ушло, но слово «бард» осталось. Тем, кто сейчас вырос и тяготеет к серьезной, глубокой форме этих песен, уже тесны рамки, которые называют бардовскими.
– Рамки «Полнолуния» за годы существования студии тоже изменились?
– «Полнолуние» на сегодняшний день – некая виртуальная сущность. Все, кто там есть, они оттуда уже никуда и никогда не денутся.
– Получается, что «Полнолуние» отметит 11 лет своей виртуальной сущности. А разве бывает так, что у виртуальной сущности есть конкретный возраст?
– Бывает. Ведь «Полнолуние» – это такая идея и конкретные песни конкретных людей. Вот, например, 20 апреля будет концерт в ресторане НЭП*. Ожидается выступление всех, кто в «Полнолунии», и многих еще не известных публике исполнителей. И это будет как всегда – событие для культурной жизни города.
– Какую часть в вашей жизни занимает «Полнолуние», песни, стихи?
– Когда это все только начиналось – практически занимало всю мою жизнь. Затем ситуация стала складываться так, что надо было отвлекаться на что-то иное…
– А к чему лежит душа сейчас? Я знаю, вы любите путешествовать.
– Я бы не сказал, что я путешественник в большом смысле этого слова.
Я знаком с людьми, которые неустанно путешествуют – постоянно ездят в экспедиции. У меня же не такой насыщенный график поездок, чаще всего время удается выкроить лишь на то, чтобы съездить в Байкальск, на гору Соболиная.
Иногда просто уходим пешком, в горы. По молодости я занимался альпинизмом достаточно серьезно, и до сих пор периодически мне надо побывать в горах. Без этого ощущаешь какую-то острую нехватку в жизни… Сел на электричку, на машину и поехал. В горы.
– У Высоцкого было: «Я спросил её, зачем идете в горы вы?». За каким ощущением вы идёте в горы?
– Я думал над этим. Скорее всего, тянут к себе энергии, которых нет в городе. Они ощутимы вполне реально. Известно, что на высоте более трёх тысяч метров у человека меняются потребности, даже физиологические, в пище и во всем остальном. Горы меняют человека.
– Злой станет добрым?
– Я думаю, что добрый не станет злым и злой не станет добрым, но когда речь идет о каких-то сложных восхождениях – это всегда испытание, познание себя.
– Очень часто люди, которые берут в руки гитару, говорят о своей любви к горам.
– Гитара и горы – никак между собой не связаны. Многие любят ходить в горы, при этом они никогда в руках гитары не держали. Мало того, по моим наблюдениям, альпинисты, которые достигли каких-то высот, чаще всего не умеют играть, не поют. Песню любят как стиль, как жанр. И наоборот, человек, состоявшийся в авторской песне, никогда не будет успешным альпинистом.
– Почему?
– А потому что распределение времени такое… Человеческая жизнь конечна, ограничена во времени. Если ты занимаешься чем-то одним, то это одно вытесняет другое и все остальное, в целом. Например, Юрий Визбор, будучи уже сложившимся автором, ходил в горы и не был профессиональным альпинистом, понимаете. Он любил горы, но профессионалом не был. Зато был профессиональным автором-исполнителем, как принято называть.
Уйти от неверной трактовки себя
– Давайте вернемся к песням. Что за последний год в количественном отношении произошло с аудиторией «Полнолуния»? Год назад она была очень большой.
– Она не была большой, она всегда одинаковая. Хотя… когда мы начинали, – слушателей было побольше. Сейчас полных залов нет, остались люди, которым такие песни действительно нужны – они им что-то дают. А вот с самими авторами происходит странное. Возникает впечатление, что люди, которые входят в «Полнолуние», встречаются между собой, но в ходе этих встреч получается, что между собой их ничто не связывает. Мы собираемся, потому что каждый отдает дань вот этой виртуальной сущности, о которой мы говорили в самом начале.
– Может каждый приходит потому, что хочет, чтобы его услышали? Хочет выйти на сцену?
– Это тоже есть – желание прийти и спеть, но для такого автора, как, например, Олег Медведев приехать в Иркутск и спеть 3–4 песни… От этого ему ни горячо, ни холодно. У него гастроли по всей стране. Каждый месяц, каждый день расписан.
– Если расписан каждый день, то говорить о закате авторской песни в масштабах всей России не приходится?
– Так его и не будет, заката авторской песни. Как не было и рассвета. Но всегда были и будут люди, которые пишут песни. Просто, в какой-то период это стали называть авторской песней.
– В вас чувствуется этакое философское настроение, в котором проскальзывает – «не надо делать из нас романтических героев»…
– А мы и не герои.
– И тем не менее вокруг вас всегда есть люди, которым дорого ваше творчество. Слушатели заглядывают вам в глаза. Почему вы стараетесь дистанцироваться от этих глаз?
– Это подсознательное желание уйти от неверной трактовки себя. Человек слушает песни, и у него появляются свои ассоциации, мысли, образы. И слушатель начинает накладывать их на исполнителя. Это классика. Когда кто-то читает книгу, и она ему близка, он получает определенную энергию от прочтения и при этом считает, что источник этой энергии – автор. Но это не так. Источник – не автор и не его произведение. Источник находится в самом человеке, а художественное произведение лишь открывает этот источник, и человек испытывает новые ощущения. Но неправильно переносить это ощущение на создателя книги или песни.
– У авторов «Полнолуния» много дисков, выпущены целые альбомы. Вам еще нужен зрительский зал или гораздо проще записываться в студии и выдавать, образно говоря, готовый продукт?
– В студии записываться труднее, потому что микрофон, который перед тобой, – это воплощение того зала, который слышит тебя. Всех тех, кто услышит эту запись, причем не обязательно сегодня. Да пусть хоть через сто лет. И вот ты находишься перед микрофоном, как перед этим залом. А живые глаза помогают. Но бывает, что они же и мешают – есть залы, в которых петь невозможно, если в них сидят люди, которым это просто не нужно. Хотя, могут быть какие-то другие причины. Каждый, кто выступает, подтвердит это.
– Чем вы сейчас занимаетесь?
– Дизайном, компьютерным дизайном, если быть точнее. Прихожу на работу с настроением что-нибудь сделать, в чем-то развиться. Чаще всего, я знаю, что именно у меня получится в работе, но бывает так, что я этого не знаю. И когда стоит задача создать что-то, чего еще не было никогда, мне интересно работать.
– Дизайн – третья ипостась вашей личности?
– На самом деле, я бы сказал, что есть еще одна составляющая, которая объединяет и дизайн, и горы, и музыку: это стремление понять мир, найти для себя ориентиры в этом мире. Собственно песни – способ выразить то, о чем мы говорим. Горы, это один из самых совершенных образов движения вверх. Так человек постигает мир.
«Этот мир похож на спортивный зал»
– А что для вас значит постижение мира?
– Когда человек оказывается в неизвестной местности, он должен понять, где он находится и куда ему надо двигаться. Внутреннее пространство человека и физическое пространство – это прямая аналогия. Я пытаюсь понять, где я. Что это за место, каковы здесь возможности, что здесь можно сделать и что здесь нужно сделать. И что здесь нужно сделать именно мне. Я пытаюсь это понять.
– Поняли?
– Кое-что понял.
– Можете поделиться?
– Этот мир похож на спортивный зал. Живет человек, занимается своими делами, но иногда ему хочется пойти в спортивный зал, чтобы стать более здоровым, чтобы стать сильнее. Может быть, моя аналогия с определенными изъянами, но, по-моему, наш мир – это место, где мыслящее существо может измениться. Так же как в спортивном зале есть инструменты для совершенствования тела, в нашем мире есть способы и инструменты для совершенствования самого себя в морально-нравственном, душевном плане.
– А что же дальше?
– Понимание того, что мир создается мыслями. Человеке рождения впитывает информацию и уже затем своими мыслями постоянно создает свое будущее. Каким оно будет, зависит и от песен «Полнолуния» в том числе.
Татьяна Алексеева,
«Право Выбора», №7 (51), 7 апреля – 20 апреля 2008 года
* «НЭП» – Ресторан в Иркутске, где каждое воскресенье проходят вечера авторской песни (то, что в других городах обычно называют бард-кафе)
Метки: Александр Ощепков